Мобильные дробильные установки пользуются всё большей популярностью в горнодобывающей отрасли. Благодаря лёгкости транспортировки они сокращают транспортные расходы компаний, избавляют от затрат на сборку и разборку. И в то же время обладают высокой производительностью. Но что лучше: ездить или ползать, то есть колёсную или гусеничную дробилку лучше выбрать? Этот вопрос мы задали руководителю представительства Sanme в России Тимофею Захарову.
Совсем недавно «Санме Рус» поставила 10 мобильных щёковых дробилок PP442JC и РР443PJC на колёсном шасси на одну из грандиозных строек Дальнего Востока. А к концу августа приступят к работе ещё 4 мобильные конусные дробилки на колёсном шасси РР300SMG4SY и РР3000SMS3YS.
— В России чаще выбирают колёсные дробилки вместо гусеничных, — заметил Тимофей Захаров. — Давайте рассмотрим их основные отличия и преимущества.
Перемещаемые (мобильные) дробилки на грандиозной стройке. Дальний Восток, РФ. Диабазы
Гусеничные дробильные установки удобны, когда требуется постоянное передвижение по карьеру. Они обладают высокой манёвренностью, подходят для работы на пересечённой местности, с перепадом высот. Колёсная дробилка заберётся не на каждую горку, как гусеничная, но иногда в этом и нет необходимости.
— Если гусеничная дробильная установка большая (допустим, 800 на 1 060 мм или 750 на 1 060 мм), как ни крути, габаритной она уже не будет. Для её перемещения из одной точки в другую требуется трал, а иногда и сопровождение. То есть паспорт самоходной машины (ЭПСМ) действует только для карьера. То же касается и колёсных установок. Цепляя её к тягачу и выезжая на дороги общего пользования, важно, чтобы она проходила по количеству осей, то есть по допустимой нагрузке на ось. Если же дробилка негабаритная, потребуется сопровождение ГИБДД.
Если перевозить гусеничную дробильную установку, придётся доплачивать за трал, а в случае с колёсной дробилкой — за тягач. Правда, сейчас тягачей продаётся огромное количество, в том числе и б/у. Завод Sanme предлагает вариант продажи установки сразу с тягачом.
Сервисные бригады SANME RUS на монтаже и сервисном обслуживании в России
— Отдельно хочу сказать про ЭПСМ: если для гусеничных машин его получение обязательно, то для колёсных — нет. Но всегда можно по своему желанию его сделать. По-моему, ЭПСМ обязателен только для лизинга, — сказал Тимофей Захаров. — Раньше этот документ выдавала таможня, но с 2022 года эту функцию передали другой организации, и процесс начал происходить на коммерческой основе. На Mining World Russia 2024 к нам несколько раз подходили люди, предлагали услуги по получению ЭПСМ и очень удивлялись, что мы на колёсные дробилки его не получаем. А мы им отвечали, что для гусеничных и колёсных дробилок разные таможенные коды.
Перемещаемый (мобильный) дробильно-сортировочный комплекс производительностью 350–500 т/ч, Алапаевск, РФ. Граниты
Подготовка к работе гусеничных дробилок происходит быстрее, но разница составляет всего 10–15 минут. Для колёсной дробилки нужно выбрать поверхность, чтобы она стояла более-менее ровно и не упиралась в камни. Обычно подкладывают плитки, так что дробилка стоит не на фундаменте, а на земле.
Перемещаемая (мобильная) роторная дробилка РР239НS. Кузбасс, Россия. Уголь
Компания Sanme всегда мониторит, как работает поставляемая ею техника. Если у заказчика появляется проблема, завод её решает и сразу же ставит задачу модернизации машины на производстве, чтобы поломка не повторилась.
— Случалось, что в появлении проблемы был виноват сам клиент. Например, однажды на Камчатке пескомойку подключили неправильно, валы начали крутиться не в ту сторону, их загнуло. Клиент обвинил нас, что мы прислали брак. Завод без вопросов всё поменял. И только через полгода клиент признался, какой была реальная причина. Я рассказываю эту историю, чтобы показать: Sanme никогда не бросает клиента один на один с его проблемой. Просто если вопросы возникли на территории Китая, они решаются быстро, а если в России, процесс замены вышедшей из строя детали или узла может растянуться, — рассказал руководитель представительства завода Sanme в России.
— Колёсные дробилки минимум на 40% дешевле гусеничных. Давайте подсчитаем: дробильная установка щёковая, 600 на 900 мм будет стоить 21 млн руб. Новый тягач во Владивостоке стоит 9 млн руб. Целиком установка потянет на 30 млн руб. А гусеничная дробилка обойдется в 43 млн руб. То есть, на 13 млн дороже. За эти деньги можно столько запчастей накупить! — отмечает Тимофей Захаров. — Поэтому, когда клиент настроен на гусеничную дробилку, мы советуем ему всё внимательно просчитать.
А если у вас парк из нескольких колёсных установок, для их перемещения по очереди достаточно одного тягача. И стоимость тягача размывается на количество дробилок. Не в пример гусеничным, которые остаются такими же дорогими.
Перемещаемая (мобильная) щёковая дробилка РР443JC. Урал, Россия. Диабазы
— Пять лет компания Sanme занималась испытанием своих гусеничных дробилок на полигонах Китая. Сейчас на заводе уже с уверенностью говорят, что у них хорошая установка, которую можно отправлять на экспорт. Но я с высоты своего 16-летнего опыта говорю честно, что не могу дать клиенту, который хочет купить гусеничную дробилку, 100% гарантию. У нас в России нет ни одной, мы пока не завозим их принципиально.
Хотя Китай хотел бы развивать рынок гусеничных дробилок в России. Я предлагаю: давайте завезём 2–3 установки. Когда появится заказчик, мы дадим ему повышенную гарантию — допустим, не 12, а 18 месяцев. Предложим самую низкую стоимость по рынку. Точно так же мы начинали работать с колёсными установками. Посмотрим, как они проработают одну-две зимы в российских условиях.
А с колёсными дробилками опыт эксплуатации огромный, в том числе в России. Мы знаем, какие были слабые места, и мы их изменили. Поэтому мой совет — выбирать колёсные дробильные установки.